Э.Э.Россель: СНГ еще никому не помогло
Сегодняшней публикацией беседы с губернатором Свердловской
области мы продолжаем острый разговор о проблемах Содружества, начатый
в нашей газете 23 февраля статьей Вячеслава Никонова и Сергея Колмакова
"Дефицит дружбы в Содружестве". Напоминаем: "Труд" приглашает к участию
в дискуссии всех, кому небезразлична судьба СНГ.
- Эдуард Эргартович, хотелось бы задать некоторые вопросы,
касающиеся СНГ: тема эта в последнее время заметно обострилась. Только
ленивый не издевается над аморфностью, недееспособностью этой структуры,
над тем, как все дальше друг от друга ее "составляющие ". С другой стороны,
только что создан таможенный "Альянс пяти", что-то в направлении экономической
интеграции все же предпринимается. Это правда, что вы - единственный российский
губернатор, который на уровне региона реализует программу экономических
и торговых договоров со странами СНГ?
- Да, это так.
- Почему именно вам пришла в голову такая мысль и что
конкретно дают Свердловской области эти договоры?
- Ну, мысль о том, что связи предприятий области, порушенные
распадом СССР, необходимо восстанавливать, - более чем естественна, тут
не надо быть большим умником. Область - крупнейший промышленный регион,
который в рамках Советского Союза был связан тысячью экономических нитей
с союзными республиками. Два года назад мы проанализировали, что потеряла
область, а значит, и недавние партнеры после распада СССР. Выяснилось,
что товарооборот с Грузией, например, упал а 25 раз! Примерно то же -
с Узбекистаном, Арменией, Киргизией, Белоруссией, Украиной... Притом ни
на предприятиях области, ни у наших партнеров в нынешних странах СНГ дела
не пошли лучше: западные рынки завоевать не удалось, а на внутреннем рынке
появилось столько барьеров и завалов, что торговать, сотрудничать практически
невозможно. Но я понял: восстановить утраченные связи можно, нужна политическая
воля. Разговоры и кивки на Кремль и правительство, на отсутствие законодательной
базы - бесплодны. И я решил добиться серии встреч с руководством всех
республик СНГ и Балтии для подписания договоров о конкретном экономическом
сотрудничестве. Потребовалась, само собой, кропотливая подготовительная
работа...
- Опустим технологию. Есть конкретные результаты?
- Есть, и немалые. Ну вот давайте для примера возьмем
недавнюю поездку в Грузию. Мы ясно видим интересы области здесь. Нам нужен
марганец с Чиатурского месторождения. Без него задыхается Нижнетагильский
металлургический комбинат. Из того, что есть в Грузии, нам нужны медный
концентрат, овощи, фрукты, виноматериалы, чай. Но это полдела - надо было
чем-то заинтересовать партнеров. Мы должны были предложить им продукцию
международных стандартов качества, но по более низким ценам. И мы им предложили
железнодорожные вагоны, экскаваторы, универсальные коммунальные машины.
Последними очень заинтересовался мэр Тбилиси Иван Зоделава... Там же были
подписаны все документы и с момента подписания заработали. Для этого сначала
потребовалось встретиться с Эдуардом Шеварднадзе, который, кстати отнесся
к самой идее восстановления экономических связей с регионом с неожиданным
для меня энтузиазмом... Со мной были директора предприятий, которые напрямую
договаривались с грузинскими коллегами, К примеру, руководитель Уральского
приборостроительного завода Владимир Годлевский в Тбилиси подписал контракт
на 600 тысяч долларов на поставку медицинского оборудования. Договорились,
что мы будем поставлять в Тбилиси оборудование для грузинского метростроя.
Это только одна результативная поездка. А мы еще побывали в Узбекистане,
Армении, Казахстане, Киргизии, Белоруссии...
- Отражается это каким-то образом из экономике области?
- Во-первых, лучше заработали предприятия, у них появились
гарантированные заказы. Во-вторых, в области теперь в достатке более дешевых
овощей, фруктов, других продуктов питания. В-третьих, наши предприятия
металлургии, машиностроения, химической промышленности получают, и бесперебойно,
сырье. В-четвертых, это прибавка рабочих мест в области. У нас на сегодняшний
день, между прочим, самый низкий процент безработных по России - 2,7.
Примерно 60 тысяч человек. И это при том, что дополнительно требуется
40 тысяч, так что надо еще посмотреть, что это за безработные, .Ну и наконец,
главный результат. Прошлый год мы закончили с семипроцентным приростом
производства. И это притом, что в августе разразился кризис. А мы его
сумели пережить без больших потерь. И в первую очередь, считаю, - благодаря
нашим связям с партнерами по СНГ. До конца года планирую цикл поездок
по восстановлению связей завершить - на очереди Белоруссия, Молдавия,
Азербайджан и Украина.
- Но вы - руководитель хоть и крупного, но всего лишь
одного из 89 регионов России. А встречаетесь с президентами государств.
Разве область - субъект международного права? Не внедряетесь ли вы в сферу
компетенции федеральных властей? У вас не было неприятностей с Москвой
по этому поводу?
- Никаких противоречий и неприятностей у меня не возникало,
потому что я действую исключительно в рамках Конституции и на основании
договора, подписанного 12 января 95-го года мной и российским президентом,
в соответствии с которым Свердловская область получила .право самостоятельно
осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
- И все-таки кок вы, например, договаривались с Исламом
Каримовым: ведь известно, что он российских губернаторов не принимает?
- Меня принял.
- Почему?
- Это вам надо у него спросить. А вообще все начинается
с того, что мы пишем письмо в российский МИД и спрашиваем, может ли Свердловская
область подписать экономическое соглашение, в данном случае с Узбекистаном.
Нам отвечают - можете. Мы просим МИД помочь по дипломатическим каналам
и пишем официальное письмо с конкретными предложениями президенту республики.
Это письмо посол России в Ташкенте передает главе государства. Ни разу
еще не было отрицательного ответа. Все главы государств СНГ заинтересованы
в сотрудничестве с уральским регионом. Как-никак, мы - "промышленное сердце"
России и производим много достойной продукции.
- Слушаю вас - и невольно возникает крамольный вопрос:
а зачем нужны губернатору Росселю все эти структуры управления СНГ? Даже
если бы СНГ не было, вы все равно смогли бы наладить утраченные с развалом
союза взаимовыгодные связи, не так ли?
- Смог бы. Точнее - смог. И те органы, о которых вы
говорите, - они мне не понадобились для этого.
- Тогда зачем нужны все эти структуры, да и само СНГ?
- Я так понимаю, что касается СНГ, как оно у нас выглядит,
- это, скорее, политика, нежели конкретная экономика. Меня же интересует
экономика, мне надо, чтобы в области люди жили нормально, работали, зарплату
вовремя получали, Я знаю, что необходимо для этого делать, и мне не надо
обращаться за помощью к Борису Березовскому или тому, кто придет на его
место. У меня есть возможности действовать самостоятельно.
- Поставлю вопрос иначе. Все ли российские губернаторы
могут действовать так же, как и вы? Может, большинству как раз структуры
СНГ и призваны помогать?
- Я убеждён, что при наличии желания, воли и умения
руководитель любого российского региона может плодотворно развивать взаимовыгодные
экономические связи с республиками бывшего СССР. И не только с ними. Возьмите,
например, Юрия Михайловича Лужкова. У него это прекрасно получается. Другой
вопрос, почему не получается у большинства глав других регионов. Мне трудно
ответить. Тут в каждом случае свой ответ. Но я не знаю ни одного губернатора,
которому бы факт существования СНГ помог решить его проблемы.
- Значит ли это, что СНГ- мертворожденное дитя?
- И да, и нет. Почему да - об этом я сказал. Нет - уже
потому, что между нашими народами существует естественная тяга друг к
другу. И этому надо как-то содействовать.
- Вы говорили с президентами Каримовым, Акаевым, Шеварднадзе,
Кочаряном, Лукашенко... Каковы ваши ощущения: они действительно хотят
более глубокой интеграции или их разговоры об этом - политика, популистские
заигрывания с определенной частью своего электората?
- Мне показалось, что они искренни в желании более тесного
экономического сотрудничества. Я убежден, что каждый из них испытывает
определенную ответственность перед своим народом за обеспечение более
глубоких связей между нашими странами. Я думаю, что каждый из них в глубине
души еще не забыл, что мы - некая общность, во многом искусственно разделенная
нынче. Знаете, я убежден, что в исторической перспективе мы все вновь
будем вместе - в том или ином варианте. Поэтому любой шаг к углублению
интеграции я расцениваю как естественный и необходимый. Надо воссоединяться
с Белоруссией, надо быть вместе с украинским народом. Я надеюсь, что мы
еще доживем до появления, на Украине нового Богдана Хмельницкого, если
президенту Кучме не удастся им стать.
- К слову, как вы расцениваете договор с Украиной и
заявления по этому вопросу Юрия Лужкова? Что вы думаете о непримиримой
его позиции по Севастополю?
- Я голосовал за ратификацию этого договора и отношусь
к нему хорошо. Я вообще считаю, что российские политики, которые во .
что бы то ни стало хотели бы владеть Севастополем, рискуют потерять и
Украину, и Крым, и Севастополь. Для того чтобы России остаться "на Украине",
надобно как можно быстрее дать Украине все гарантии ее территориальной
целостности, снять пресловутые подозрения в "имперских амбициях" России,
и вот тогда мы получим рядом братскую республику с прекрасными курортами
Крыма, которые будут доступны любому россиянину, и с замечательным украинским
городом русской славы Севастополем... Что же касается непримиримой позиции
Юрия Лужкова, то, надеюсь, эти заявления носят политический характер и
адресованы прежде всего части его электората, который будет голосовать
за лужковское 'Отечество" и за Юрия Михайловича на выборах президента
в 2000 году. Если же говорить о нашем военном присутствии в Севастополе,
то, мне кажется, тут все же немало надуманного. С точки зрения военной,
вся мощь Черноморского флота России адекватна одной ракетной установке,
расположенной за Уральским хребтом, которую можно привести в действие
по приказу Верховного главнокомандующего за несколько минут и которая
может стереть в порошок любой город или даже регион черноморского бассейна.
Словом, не думаю, что, с точки зрения военной, Черноморский флот - такая
уж актуальная российская проблема...
- Вот вы говорите, что рано или поздно большинство республик
бывшего СССР так или иначе будут вместе. Но не кажется ли вам, что политические
амбиции республиканских элит возобладают, и это не позволит интегрироваться
нашим странам в обозримом историческом будущем?
- Это действительно существенная проблема. И я не убежден,
что руководители государств СНГ готовы будут "поделиться" частью полномочий
ради общих интересов наших народов. Скорее всего, интеграция станет делом
будущих политических лидеров. Только в отличие от нынешних они будут лишены
одного важного качества:, у них не будет опыта жизни в одной стране. У
нынешних он есть. Поэтому .у них есть еще шанс - сделать решительный шаг
к реальному объединению.
ТРУД, 23 марта 1999 года
|