Сегодняшний день
Биография
Мои политические принципы
Прямой вопрос
Фотохроника
Документы
Архив сервера
Важные ссылки
На главнуюНаписать письмоКарта сайтаПоиск по сайтуPDA
201620172018
НоябрьДекабрьЯнварь
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Э.Э.Россель: СНГ еще никому не помогло

Сегодняшней публикацией беседы с губернатором Свердловской области мы продолжаем острый разговор о проблемах Содружества, начатый в нашей газете 23 февраля статьей Вячеслава Никонова и Сергея Колмакова "Дефицит дружбы в Содружестве". Напоминаем: "Труд" приглашает к участию в дискуссии всех, кому небезразлична судьба СНГ.

- Эдуард Эргартович, хотелось бы задать некоторые вопросы, касающиеся СНГ: тема эта в последнее время заметно обострилась. Только ленивый не издевается над аморфностью, недееспособностью этой структуры, над тем, как все дальше друг от друга ее "составляющие ". С другой стороны, только что создан таможенный "Альянс пяти", что-то в направлении экономической интеграции все же предпринимается. Это правда, что вы - единственный российский губернатор, который на уровне региона реализует программу экономических и торговых договоров со странами СНГ?

- Да, это так.

- Почему именно вам пришла в голову такая мысль и что конкретно дают Свердловской области эти договоры?

- Ну, мысль о том, что связи предприятий области, порушенные распадом СССР, необходимо восстанавливать, - более чем естественна, тут не надо быть большим умником. Область - крупнейший промышленный регион, который в рамках Советского Союза был связан тысячью экономических нитей с союзными республиками. Два года назад мы проанализировали, что потеряла область, а значит, и недавние партнеры после распада СССР. Выяснилось, что товарооборот с Грузией, например, упал а 25 раз! Примерно то же - с Узбекистаном, Арменией, Киргизией, Белоруссией, Украиной... Притом ни на предприятиях области, ни у наших партнеров в нынешних странах СНГ дела не пошли лучше: западные рынки завоевать не удалось, а на внутреннем рынке появилось столько барьеров и завалов, что торговать, сотрудничать практически невозможно. Но я понял: восстановить утраченные связи можно, нужна политическая воля. Разговоры и кивки на Кремль и правительство, на отсутствие законодательной базы - бесплодны. И я решил добиться серии встреч с руководством всех республик СНГ и Балтии для подписания договоров о конкретном экономическом сотрудничестве. Потребовалась, само собой, кропотливая подготовительная работа...

- Опустим технологию. Есть конкретные результаты?

- Есть, и немалые. Ну вот давайте для примера возьмем недавнюю поездку в Грузию. Мы ясно видим интересы области здесь. Нам нужен марганец с Чиатурского месторождения. Без него задыхается Нижнетагильский металлургический комбинат. Из того, что есть в Грузии, нам нужны медный концентрат, овощи, фрукты, виноматериалы, чай. Но это полдела - надо было чем-то заинтересовать партнеров. Мы должны были предложить им продукцию международных стандартов качества, но по более низким ценам. И мы им предложили железнодорожные вагоны, экскаваторы, универсальные коммунальные машины. Последними очень заинтересовался мэр Тбилиси Иван Зоделава... Там же были подписаны все документы и с момента подписания заработали. Для этого сначала потребовалось встретиться с Эдуардом Шеварднадзе, который, кстати отнесся к самой идее восстановления экономических связей с регионом с неожиданным для меня энтузиазмом... Со мной были директора предприятий, которые напрямую договаривались с грузинскими коллегами, К примеру, руководитель Уральского приборостроительного завода Владимир Годлевский в Тбилиси подписал контракт на 600 тысяч долларов на поставку медицинского оборудования. Договорились, что мы будем поставлять в Тбилиси оборудование для грузинского метростроя. Это только одна результативная поездка. А мы еще побывали в Узбекистане, Армении, Казахстане, Киргизии, Белоруссии...

- Отражается это каким-то образом из экономике области?

- Во-первых, лучше заработали предприятия, у них появились гарантированные заказы. Во-вторых, в области теперь в достатке более дешевых овощей, фруктов, других продуктов питания. В-третьих, наши предприятия металлургии, машиностроения, химической промышленности получают, и бесперебойно, сырье. В-четвертых, это прибавка рабочих мест в области. У нас на сегодняшний день, между прочим, самый низкий процент безработных по России - 2,7. Примерно 60 тысяч человек. И это при том, что дополнительно требуется 40 тысяч, так что надо еще посмотреть, что это за безработные, .Ну и наконец, главный результат. Прошлый год мы закончили с семипроцентным приростом производства. И это притом, что в августе разразился кризис. А мы его сумели пережить без больших потерь. И в первую очередь, считаю, - благодаря нашим связям с партнерами по СНГ. До конца года планирую цикл поездок по восстановлению связей завершить - на очереди Белоруссия, Молдавия, Азербайджан и Украина.

- Но вы - руководитель хоть и крупного, но всего лишь одного из 89 регионов России. А встречаетесь с президентами государств. Разве область - субъект международного права? Не внедряетесь ли вы в сферу компетенции федеральных властей? У вас не было неприятностей с Москвой по этому поводу?

- Никаких противоречий и неприятностей у меня не возникало, потому что я действую исключительно в рамках Конституции и на основании договора, подписанного 12 января 95-го года мной и российским президентом, в соответствии с которым Свердловская область получила .право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

- И все-таки кок вы, например, договаривались с Исламом Каримовым: ведь известно, что он российских губернаторов не принимает?

- Меня принял.

- Почему?

- Это вам надо у него спросить. А вообще все начинается с того, что мы пишем письмо в российский МИД и спрашиваем, может ли Свердловская область подписать экономическое соглашение, в данном случае с Узбекистаном. Нам отвечают - можете. Мы просим МИД помочь по дипломатическим каналам и пишем официальное письмо с конкретными предложениями президенту республики. Это письмо посол России в Ташкенте передает главе государства. Ни разу еще не было отрицательного ответа. Все главы государств СНГ заинтересованы в сотрудничестве с уральским регионом. Как-никак, мы - "промышленное сердце" России и производим много достойной продукции.

- Слушаю вас - и невольно возникает крамольный вопрос: а зачем нужны губернатору Росселю все эти структуры управления СНГ? Даже если бы СНГ не было, вы все равно смогли бы наладить утраченные с развалом союза взаимовыгодные связи, не так ли?

- Смог бы. Точнее - смог. И те органы, о которых вы говорите, - они мне не понадобились для этого.

- Тогда зачем нужны все эти структуры, да и само СНГ?

- Я так понимаю, что касается СНГ, как оно у нас выглядит, - это, скорее, политика, нежели конкретная экономика. Меня же интересует экономика, мне надо, чтобы в области люди жили нормально, работали, зарплату вовремя получали, Я знаю, что необходимо для этого делать, и мне не надо обращаться за помощью к Борису Березовскому или тому, кто придет на его место. У меня есть возможности действовать самостоятельно.

- Поставлю вопрос иначе. Все ли российские губернаторы могут действовать так же, как и вы? Может, большинству как раз структуры СНГ и призваны помогать?

- Я убеждён, что при наличии желания, воли и умения руководитель любого российского региона может плодотворно развивать взаимовыгодные экономические связи с республиками бывшего СССР. И не только с ними. Возьмите, например, Юрия Михайловича Лужкова. У него это прекрасно получается. Другой вопрос, почему не получается у большинства глав других регионов. Мне трудно ответить. Тут в каждом случае свой ответ. Но я не знаю ни одного губернатора, которому бы факт существования СНГ помог решить его проблемы.

- Значит ли это, что СНГ- мертворожденное дитя?

- И да, и нет. Почему да - об этом я сказал. Нет - уже потому, что между нашими народами существует естественная тяга друг к другу. И этому надо как-то содействовать.

- Вы говорили с президентами Каримовым, Акаевым, Шеварднадзе, Кочаряном, Лукашенко... Каковы ваши ощущения: они действительно хотят более глубокой интеграции или их разговоры об этом - политика, популистские заигрывания с определенной частью своего электората?

- Мне показалось, что они искренни в желании более тесного экономического сотрудничества. Я убежден, что каждый из них испытывает определенную ответственность перед своим народом за обеспечение более глубоких связей между нашими странами. Я думаю, что каждый из них в глубине души еще не забыл, что мы - некая общность, во многом искусственно разделенная нынче. Знаете, я убежден, что в исторической перспективе мы все вновь будем вместе - в том или ином варианте. Поэтому любой шаг к углублению интеграции я расцениваю как естественный и необходимый. Надо воссоединяться с Белоруссией, надо быть вместе с украинским народом. Я надеюсь, что мы еще доживем до появления, на Украине нового Богдана Хмельницкого, если президенту Кучме не удастся им стать.

- К слову, как вы расцениваете договор с Украиной и заявления по этому вопросу Юрия Лужкова? Что вы думаете о непримиримой его позиции по Севастополю?

- Я голосовал за ратификацию этого договора и отношусь к нему хорошо. Я вообще считаю, что российские политики, которые во . что бы то ни стало хотели бы владеть Севастополем, рискуют потерять и Украину, и Крым, и Севастополь. Для того чтобы России остаться "на Украине", надобно как можно быстрее дать Украине все гарантии ее территориальной целостности, снять пресловутые подозрения в "имперских амбициях" России, и вот тогда мы получим рядом братскую республику с прекрасными курортами Крыма, которые будут доступны любому россиянину, и с замечательным украинским городом русской славы Севастополем... Что же касается непримиримой позиции Юрия Лужкова, то, надеюсь, эти заявления носят политический характер и адресованы прежде всего части его электората, который будет голосовать за лужковское 'Отечество" и за Юрия Михайловича на выборах президента в 2000 году. Если же говорить о нашем военном присутствии в Севастополе, то, мне кажется, тут все же немало надуманного. С точки зрения военной, вся мощь Черноморского флота России адекватна одной ракетной установке, расположенной за Уральским хребтом, которую можно привести в действие по приказу Верховного главнокомандующего за несколько минут и которая может стереть в порошок любой город или даже регион черноморского бассейна. Словом, не думаю, что, с точки зрения военной, Черноморский флот - такая уж актуальная российская проблема...

- Вот вы говорите, что рано или поздно большинство республик бывшего СССР так или иначе будут вместе. Но не кажется ли вам, что политические амбиции республиканских элит возобладают, и это не позволит интегрироваться нашим странам в обозримом историческом будущем?

- Это действительно существенная проблема. И я не убежден, что руководители государств СНГ готовы будут "поделиться" частью полномочий ради общих интересов наших народов. Скорее всего, интеграция станет делом будущих политических лидеров. Только в отличие от нынешних они будут лишены одного важного качества:, у них не будет опыта жизни в одной стране. У нынешних он есть. Поэтому .у них есть еще шанс - сделать решительный шаг к реальному объединению.

ТРУД, 23 марта 1999 года