Сегодняшний день
Биография
Мои политические принципы
Прямой вопрос
Фотохроника
Документы
Архив сервера
Важные ссылки
На главнуюНаписать письмоКарта сайтаПоиск по сайтуPDA
201620172018
ФевральМартАпрель
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

ДОКЛАД Э.Э.РОССЕЛЯ "ОТВЕТ КРИЗИСУ – ИДЕЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ" НА ХIV СЪЕЗДЕ ОБЩЕСТВЕННОГО НЕПАРТИЙНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ "ПРЕОБРАЖЕНИЕ УРАЛА"

17 апреля 1999 года, г.Нижний Тагил, Дворец культуры УВЗ

Дорогие соратники, друзья!


Движение «Преображение Урала» было зарегистрировано в октябре 1993 года и является старейшим региональным движением как на Урале, так и в России в целом. Отрадно отметить, что, создаваясь как региональное движение, мы сохранили чистоту и идею регионализма, защищали и продолжаем отстаивать интересы территорий.

Выдвигая идеологию построения в России истинного федерализма, мы думали не только о нашей области, а стремились обеспечить равенство всех областей и краев до уровня республик в составе России. Нас нельзя обвинить в сепаратизме, когда мы объявляли Уральскую республику. Это была решимость нашего народа не допустить углубления ассиметричного построения Российской Федерации и неравенства граждан.

Идея образования Уральской республики дала толчок закреплению равенства субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с Центром и между собой. Это и было закреплено в новой Конституции России, принятой в декабре 1993 года. Начался новый этап формирования федеративных отношений.

Свердловская область стала первой из областей России, кто подписал с Российской Федерацией Договор о разграничении полномочий предметов ведения и полномочий, за которым последовал целый пакет соглашений, регламентирующих взаимные права и обязательства в сфере природопользования, финансирования оборонных предприятий области и т.д. Мы не только создали прецедент общероссийского масштаба, но заложили основу реальной экономической самостоятельности. И главное - тип договора, предложенный областью, закрепляет конституционный характер нашей России, как единого суверенного государства.

И когда сегодня говорят, что Россель - идеолог новой концепции федерализма в России, я, прежде всего, разделяю это звание с вами, товарищами по непартийному общественному объединению «Преображение Урала».

Поэтому законодательное закрепление статуса Свердловской области, прав ее жителей, ее политического устройства, которые нашли свое оформление в Уставе Свердловской области, стало заметным событием всероссийского масштаба.



Свердловская область первой провела выборы Губернатора. Все главы местного самоуправления у нас также выбранные. У нас сильная представительная власть.

Напомню, в апреле 1996 года также впервые в Российской Федерации в Свердловской области избрано двухпалатное Законодательное собрание, состоящее из Палаты Представителей и областной Думы. Примечательно, что нижняя палата - областная Дума - избиралась на основе партийных списков. Мы сознательное пошли на это. Полагаем, что только команды единомышленников – представителей общественных сил, объединенные общим видением проблем и путей их решения, должны обеспечить работоспособную, эффективную деятельность Думы.

За прошедший период мы сформировали основательную собственную законодательную базу, принимали активное участие в разработке соответствующих федеральных законов и других нормативных актов.

По интенсивности и масштабам законотворчества Свердловская область стоит, пожалуй, на одном из первых мест в России, хотя в последнее время наблюдается определенный спад.

Как показывает действительность, реализация идеи разделения прав и обязанностей между Центром и регионами привела, с одной стороны, к деконцентрации государственной власти, а, с другой, - способствовала активизации процессов интегрирования и повышения роли регионов в решении общегосударственных задач. Государство получило поддержку в лице 89 субъектов Российской Федерации, расширилась их самостоятельность, повысилась ответственность за проводимую политику на местах.

Достижение реального равноправия позволило Свердловской области проводить самостоятельную внутрирегиональную политику, несмотря на все экономические потрясения и трудности, которых было достаточно на пути проводимых реформ. При этом мы исходили из принципа, что только опора на собственные силы, внутренние ресурсы, свой потенциал может обеспечит успех. И все это было использовано на протяжении прошедшего периода, который был не просто сложным, я бы сказал, чрезвычайно трудным. Это была проверка на прочность, умение не растеряться в любой обстановке, какой бы напряженной и непредсказуемой она ни была.

А неожиданных событий и крутых поворотов в тернистой дороге реформ было достаточно, определенные восхождения сменялись очередным сползанием вниз, противостоять которому с каждым витком приходилось сложнее. Появление первых признаков экономической стабилизации в 1995-1996 годах было взорвано жестким валютным коридором, когда наши предприятия-экспортеры одномоментно потеряли прибыль и в который раз – оборотные средства. Затем ухудшение международной конъюнктуры мировых цен по большинству товарных групп и кризис в юго-восточной Азии лишили нас внешних рынков сбыта. Конец 1997 года - начало 1998 года - экономика области вновь пошла на подъем и снова катастрофа - августовское финансовое крушение, обвал финансовой пирамиды ГКО, проблема внутренних и внешних заимствований, растущий государственный долг. Негативное влияние оказала и смена в течение прошлого года двух российских правительств и создавшейся в результате этого «вакуум» федеральной власти и без того слабой.

Но область выдержала и эти испытания, а экономика показала устойчивость и способность адаптироваться к экстремальным ситуациям. Очередной «спуск вниз» после августа 1998 г. для области оказался менее глубоким, чем в других регионах и в целом России и не столь продолжительным. Наша экономика очередной раз, к сожалению, медленно, но пошла на восхождение. Рост объема промышленного производства в действующих ценах за 1998 год составил 107 проц., в январе 134 проц., февраль – 141,6 проц., по итогам первого квартала – 157 процентов. В 1998 году по интегрированному показателю, включающему объем промышленного производства, прибыль в промышленности, товарооборот, налоговые поступления в бюджетную систему России, объем инвестиций область занимает второе место в Российской Федерации.



Доля Свердловской области в объеме промышленного производства России составляет 4,4 проц., в объеме прибыли, полученной предприятиями промышленности, - 5,7 проц., в общем объеме инвестиций, розничного товарооборота и валовой продукции сельского хозяйства, соответственно, 3,1 проц., 2,5 проц. и 2,4 процента. В области несколько выше, чем в среднем по Российской Федерации, темпы производства продукции промышленности и сельского хозяйства.

Учитывая индустриальный характер экономики Свердловской области, мы ориентировались на проведение активной промышленной политики. Несмотря на финансовые трудности, оказана реальная поддержка предприятиям оборонного комплекса, целому ряду градообразующих предприятий. За счет активизации внешнеэкономической деятельности удалось вывести многие наши предприятия на рынки стран СНГ и дальнего зарубежья. В результате верно выбранной позиции и взаимоотношений с основными акционерами сохранен и наращивает объемы производственный комплекс области.

Положительные сдвиги имеют место в структуре промышленного производства области - увеличилась доля обрабатывающих отраслей. В частности, удельный вес машиностроения и металлообработки в общем объеме производства промышленной продукции увеличился до 17,4 проц. против 15,8 проц. в 1995 году; выросла доля пищевой промышленности.

Правительством области была оказана поддержка по заключению картельных соглашений между предприятиями черной металлургии, электроэнергетиками, железнодорожниками по взаимному снижению цен, что позволило предприятиям отрасли улучшить финансовые показатели. Аналогичные Соглашения оформлены в лесном комплексе, среди предприятий электротехнической промышленности.

СУБР, БАЗ, УАЗ, НТМК, Уралмаш, Уралэлектротяжмаш, Свердловэнерго, Ураласбест, Уралмото и десятки других предприятий по-прежнему составляют основу нашей промышленности и являются ядром будущего роста.

Мы удержали от разрушения научно-технический потенциал. Количество научных организаций, выполнивших исследования и разработки, в 1997 году увеличилось и достигло 139, в них занято более 27 тыс. человек. Наш научный потенциал самый высокий в стране.

В области растет число аспирантов, увеличивается численность студентов как средних специальных учебных заведений, так и высших учебных заведений.

В научно-технической области появились новые направления - развитие технопарков и технополисов. В 1998 году организован Государственный научный центр «Уральский институт металлов». С участием Правительства области созданы технопарки «Заречный», «Уральский», «Академический», «Высокогорский».

За последнее время только академическими институтами УрО РАН и вузами создано более 60 разработок наукоемкой продукции, представляющих интерес для предприятий Урала (разработки по порошковой металлургии, технологии изготовления металлокерамики, лекарственных препаратов, лучевых технологий, экологически чистых и малоотходных технологий переработки автомобильных шин и др.)

Одной из основных задач была и остается проблема обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области. И эту линию мы проводим настойчиво. Подтверждением служит тот факт, что, несмотря на крайне неблагоприятные погодные условия и кризис августа 1998 года, область обеспечена необходимыми продуктами питания без введения дополнительных ограничительных мер.

Все последние годы мы поддерживаем селян из бюджета области как в виде материальных, так и финансовых ресурсов, предоставляя определенные льготы по налогам и кредитам, тарифам на энергоресурсы. Оказываем поддержку в строительстве жилья за счет долгосрочного кредитования.

По итогам 1998 года 11 предприятий АПК Свердловской области вошли в число трехсот лучших сельскохозяйственных предприятий России по экспортной оценке Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты и издательского дома «Экономика».

В 1998 году на поддержку агропромышленного комплекса из областного бюджета выделено в целом около 450 млн.руб.., что составляет почти 100 проц. от запланированного.

Думаю, что был взят правильный курс на поддержку собственного агропромышленного комплекса, и мы намерены следовать ему и впредь.

Нашей приоритетной задачей стало строительство разводящих газопроводов, темпы которого увеличиваются с каждым годом. Еще пять лет назад вводилось не более 100 км разводящих газовых сетей в год. В 1998 году введено 300 км разводящих газопроводов и 95 км газопроводов-отводов, на 1999 г. планируется ввод газопроводов увеличить. Заканчивается подвод природного газа к Алапаевску, Новой Ляле, Камышлову, начнется строительство газопроводов в Пышминский район, Михайловск, Нижние Серьги, Тавду, Тугулым, Ирбит, Верхотурье.

В процессе институциональных преобразований в области сложилась разветвленная сеть финансовых и кредитных организаций, комплекс других рыночных институтов. Группа системообразующих коммерческих банков, являющихся уполномоченными банками Правительства Свердловской области оказывают на экономику области существенное влияние. В результате согласованных действий мы сумели сохранить их без существенных потерь в период финансового кризиса августа прошлого года, в ускоренном режиме восстановить финансовые потоки в области.

Думаю, в крупном плане мы выстояли, сохранили базовые отрасли, заложили фундамент экономической системы Свердловской области, очертить ее контуры и задать вектор ее развития в ХХ1 веке.

Уважаемые товарищи!

Успешному продвижению реформ будет способствовать повышение роли государства и укрепление федеративных отношений. Считал и считаю, что это правильный путь развития страны, предоставляющий возможность для экономического развития регионов и всего государства. Однако мы все видим, что в этом процессе возникли трудности. С одной стороны, ослабление центральной власти, с другой, - дезинтеграционные процессы. Нам всем надо найти ответ на вопрос: как совместить широкую экономическую, политическую самостоятельность регионов с укреплением суверенитета России? Как соединить две формы народовластия, де-юре несоподчиненные друг-другу: органы государственной власти и органы местного самоуправления? Как противостоять дезорганизующей роли стихийного рынка в интересах общества и государства? Даже не очень внимательное изучение тенденций в настоящее время выделяет как минимум две крайние линии. Одна - возврат к унитарному государству, вторая - на превращение России - в конфедеративное или договорное федеративное государство.

Следование первому пути - возврат к старому - застой и регресс. Второй путь - развал России. Ни то, ни другое нам не подходит. Вот почему я за то, чтобы развитие общества шло на основе действующей конституции. Можно ли соединить эти два процесса? Думаю, что да!

На мой взгляд - усиление государственности и повышение самостоятельности регионов - вот то зерно, что позволит возродить Россию, вывести экономику на траекторию устойчивого подъема.

Самая насущная задача сегодня – навести порядок. Когда народ на митингах требует «навести порядок», то он бесконечно прав. Но не надо видеть за этими требованиями «порядка» какую-то ностальгию по диктатуре коммунистического или фашистского толка. Государство ( но только оно) должно быть диктатурой само в себе. «Диктатура» здесь означает безукоризненную честность служителей закона, компетентность, энергичность, беззаветное служение общественному благу. Это не высокие слова. Никто не докажет мне, что эти качества невозможны, что их нельзя требовать от людей, что в России перевелись чиновники с государственным мышлением.

Чиновник вовсе не должен подменять собой собственника(и не нужно этим пугать наших предпринимателей!). Собственник остается собственником, рынок - рынком. Но правила игры на этом рынке определяются высшими интересами общественной безопасности, и государство лишь ревностно следит за их соблюдением.

В 1991 году приватизация задумывалась как способ дать «эффективного собственника». Тогда мало кто задумывался над тем, что вкладывалось в это абстрактное понятие «эффективности». Само собой предполагали, что собственник начнет поднимать производство, применять новейшие достижения менеджмента и технологии, наращивать производительность труда, обеспечивать людей работой... Но значительная часть наших новых собственников, «новых русских» поняло «эффективность» по-своему. Полученные за бесценок предприятия они окончательно разорили, положили в собственный карман все, что только можно было получить, а на вырученные деньги построили виллы на Канарах.

С точки зрения государства, такое хозяйствование «эффективным» назвать никак нельзя. И это государство виновато, что не предусмотрело возможность такого вот хищнического, эгоистического хозяйствования, не поставило заслоны этому разграблению России, превращению процветающих предприятий и их сотрудников, рабочих в обузу экономике. Начать исправлять ошибки, руководствоваться общественным интересом при установлении правил игры на рынке не поздно и сейчас. Более того, если не сделать это сейчас, завтра может быть поздно. И тогда действительно угроза диктатуры, реставрации старых, отживших форм хозяйствования, уничтожение демократических завоеваний, может стать реальностью.

Опыт всех действительно успешных реформ в других странах (в послевоенной Германии и Японии, в США после периода Великой депрессии, в де-Голевской Франции, в постмаоистском Китае) свидетельствует об одном: государство (состоящее не из коррумпированных чиновников, а из честных, порядочных профессионалов) везде играло свою регулирующую роль. И нигде оно не уничтожало свободный рынок. Наоборот, грамотно формулируя правила игры, способствовало его расцвету, возрождению, способствовало выходу национального бизнеса на международную арену и захвату лидирующих позиций в отраслях, которые этим же государством были объявлены приоритетными. У нас есть до сих пор лучшая в мире оборонная и космическая промышленность, у нас есть несметные природные богатства развитые черная и цветная металлургия. Эти отрасли должны стать сферой особого внимания государства, так как только они могут составить основу для будущего процветания.

Главная задача – обеспечение ответственного отношения к правовому регулированию общественно-экономической жизни страны и устойчивого функционирования вертикали государственной власти.

В чем же нам надо вносить коррективы? На мой взгляд – в устройство Федеральной исполнительной власти и ее функционирование. Повышение самостоятельности регионов повлекло за собой ревностный контроль за ними, со стороны Центра. Это обеспечивается путем создания в регионах большого количества территориальных федеральных органов, направляющему к снижению ответственности и размыванию функций. Не секрет, что численность федеральных служащих в регионах намного превышает численность местных чиновников. При этом центральные ведомства загружены текущей работой, переспективе, анализу остается меньше времени. Я не говорю о том, насколько дорого государству содержать такой аппарат. С другой стороны – размывание федерального управления по регионам ведет к всеобщей потере управления. В тоже время Центр вынужден принять на себя решение многих оперативных вопросов. Разрешение этого противоречия возможно в рамках действующей конституции. При этом надо исходить из таких принципиальных положений как равноправие субъектов, единство государственной власти, единство системы исполнительной власти по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. Один из вариантов мог бы быть таким. На уровне Центра сосредоточиться на четкой реализации положений ст.71 Конституции Российской Федерации – устанавливающих исключительные предметы ведения России. Речь идет о точном и детальном законодательном регулировании вопросов прав человека, гражданина, обороны, международных вопросов и т.п.

По предметам совместного ведения на уровне Центра принимать только основы Законодательства, без детальной регламентации. Законотворчество, не подкрепленное финансами, дает негативный результат.

Должно действовать жесткое правило – тот, кто принял закон – должен платить сам, а не перекладывать финансовое бремя на кого-либо. Все федеральные территориальные органы, осуществляющие полномочия по предметам совместного ведения должны быть переданы до 2001 года под юрисдикцию субъектов Российской Федерации.

Для министерств, ведомств России, осуществляющие свои полномочия в регионах по предметам ведения России надо осуществлять постепенный переход к построению их направления на межрегиональной основе по типу федеральных округов.. Их деятельность могла бы направляться специальными назначаемыми Центром лицами.

Совершенствование управления государством всегда присутствовало в России. И как показывает опыт, ее удавалось решить путем деконцентрализации государственной власти, приближением ее к народу.

Деятельность же федеральных органов должна быть сконцентрирована на выработке федеральной системы основных экономических критериев и соответствующего законодательства, обеспечивающих государственное регулирование и осуществление государственной стратегии; на контроле за исполнением федерального законодательства.

Деконцентрация федеральной государственной власти должна быть дополнена процессом интегрирования субъектов России в деятельность Центра. Поддерживаю в этой связи Правительство Российской Федерации об усилении роли экономических ассоциаций в хозяйственной жизни страны. В частности, идеи послания Президента о переходе от прямой финансовой помощи регионам к разработке и реализации совместных с ассоциациями программ.



Уважаемые коллеги!

Нет, наверно, особой нужды доказывать в необходимости усиления взаимодействия самоуправления и госвласти.

Ведь результатом установленного Конституцией Российской Федерации обособления органов местного самоуправления от системы органов государственной власти явилось отдаление органов государственной власти от населения, с одной стороны, и отдаление органов местного самоуправления от государственных полномочий, с другой стороны. Кроме того, на стыке государственного и местно-публичного появилась определенная «зона безответственности»: органы, должностные лица, занимающие верхнее положение в иерархии местного самоуправления, выпали из сферы эффективного влияния и государственных органов в силу становлений федерального законодательства и местного населения в силу слабой организованности последнего.

Смягчение последствий радикального выделения органов местного самоуправления из государственной системы возможно за счет создания субъектами Федерации собственных территориальных органов, которые взяли бы на себя осуществление местных государственных полномочий, а также за счет расширения перечня государственных полномочий, передаваемых в соответствии с ч.2 ст.132 Конституции Российской Федерации.

По Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации имеют высшие органы государственной власти следовательно, они могут иметь и местные государственные органы, в том числе исполнительные. В этом заложено еще одно из противоречий Конституции. Учитывая, что установление административного деления отнесено к компетенции субъектов Федерации, то субъект Российской Федерации вправе устанавливать уровень административно-территориальных единиц, где может осуществляться государственное управление.

Практика приближения государственных органов субъектов Российской Федерации к населению знает, как минимум, три подхода.

Первый избран рядом республик в составе России (Башкирия, Татария, Якутия, Удмуртия идр.). Он заключается в устранении местного самоуправления за счет замены органов местного самоуправления в районах, городах республиканского подчинения местными представительными и исполнительными органами государственной власти.

При таком подходе за основу берется поселенческий принцип организации местного самоуправления, но в своем урезанном виде, поскольку в наиболее крупных поселениях (например, центрах районов) публичную власть осуществляют местные государственные органы. Нетрудно заметить, что здесь одновременно с приближением государственных органов к населению происходит сокращение самоуправленческого пространства. Самоуправление все более отодвигается туда, где должны создаваться и действовать органы территориального общественного самоуправления. В данном подходе в качестве его ведущего ориентира улавливается стремление к отождествлению местного самоуправления с территориальным общественным самоуправлением.

Второй подход сближения региональных государственных органов с населением отрабатывается в Свердловской области. Его суть заключается в создании территориальных исполнительных органов государственной власти (администраций управленческих округов) без устранения органов местного самоуправления на уровне районного звена. Территориальные исполнительные органы государственной власти действуют на территории управленческих округов, каждый из которых охватывает несколько муниципальных образований. Как и в рамках первого подхода здесь имеет место деконцентрация государственной власти, то есть передача властных полномочий в пределах одной юридической личности – области от вышестоящих органов к нижестоящим, однако она не сопровождается урезанием собственных полномочий муниципальных образований и их органов местного самоуправлений.

Еще одно отличие от первого подхода и иной механизм деконцентрации: местные государственные органы создаются в Свердловской области не так как органы отдельных административно-территориальных единиц, а как органы области на местах. Поэтому не предусмотрено образование местных представительных органов государственной власти, а компетенция территориальных исполнительных органов государственной власти является специальной, а не общей.

Третий подход намечен в решении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года по так называемому «Удмуртскому делу». конституционный Суд, оценивая конституционность Закона Удмуртской Республики «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» от 17 апреля 1996 года, сформулировал собственное видение возможного решения проблемы за счет создания местных государственных органов, параллельных органам местного самооуправления.



Считаю, что наш подход более конструктивен. Он обеспечивает крепость государственной власти и ее приближение к населению, самостоятельность и гарантии местному самоуправлению и конструктивное сотрудничество властей на основе взаимного согласия и ответственности. В перспективе наши управленческие округа могли бы дополнить федеральные с четкой системой исполнительной власти, соподчиненной друг другу.



Уважаемые товарищи!



Основным тормозом экономического развития страны является неэффективная бюджетно-финансовая и налоговая система. Хронические неплатежи, неуплата налогов, сжатая денежная масса, искусственно занижаемые бюджеты всех уровней, не обеспечивающие финансирование минимальных социально-культурных потребностей, - не ругает только ленивый. Нужны решительные действия по преодолению этих барьеров. Первейшая задача – укрепление национальной валюты.

Сегодня Россия прочно сидит на долларовой игле. Слежение за курсом доллара стало чуть ли не национальной игрой. Но эти игры не так безобидны. Мы, покупая доллары, кредитуем иностранную экономику. Мы поддерживаем экспорт инфляции, и сами же страдаем от этого. Идея собственной твердой валюты – золотого рубля – озвучивалась мной не однократно и даже получила поддержку президента. К сожалению, с этим вопросом слишком медлят. Я могу ответственно заявить, чем скорее начнется дедолларизация российской экономики, тем скорее мы выйдем из кризиса. Опасность долларизации давно, еще в послевоенные годы, была осознана всеми европейскими государствами. Отсутствие собственной твердой валюты – не только угроза безопасности страны, но и отсутствие серьезного рычага влияния на экономику, финансы со стороны государства. Это отсутствие внутренних инвестиций, размер которых сегодня мог бы составить треть всего государственного долга России, и инвестиции со стороны граждан могли бы сделать ненужными кредиты МВФ, за которые вот уже который год идет борьба. В свою очередь, налоги – мощнейший инструмент воздействия на экономику со стороны государства. К сожалению, до сих пор к налогам относятся как к цели, а не как к средству. Конечно, велико искушение стремиться собирать как можно больше налогов. Деньги всегда есть куда потратить. И расходную часть бюджета можно увеличивать до бесконечности. Но непродуманная политика в этой области привела только к тому, что существует огромная сфера теневой экономики, а те, кто не мог уйти в тень, находятся в полуразрушенном состоянии, так как именно на них ложится основное налоговое бремя. Это бремя может быть облегчено не только и не столько уменьшением самих налоговых ставок, сколько расширением налогооблагаемой базы. А это и есть уничтожение теневой экономики, или, если хотите, ее легализация. Налоговая амнистия – это не только приток инвестиций, но, прежде всего уничтожение теневой экономики. Аргументы, что это обидит тех, кто всегда честно платил налоги, относятся к области психологии, а не к экономике. Амнистия облегчит положение именно тех, кто платили налоги честно. Но амнистия – не цель, а начало пути, точка отсчета, с которого должна начинаться налоговая реформа, которая опять-таки должна подчиняться, прежде всего, структурной логике. Приоритет и налоговые льготы должны получить те отрасли и предприятия, которые отвечают за государственную безопасность и за бюджет развития. Конечно, и амнистия и сами налоговые реформы не могут пройти «гладко», если не будет доверия к государству.

Бюджетная реформа заключается в том, чтобы найти нетрадиционные способы увеличить расходы бюджета на основе государственных стандартов и адекватно наполнить доходную часть бюджета, используя в этих целях систему безналичных клиринговых расчетов, например по примеру Свердловской области. Надо смелее идти на это.

Структурная экономическая реформа. Надо отдавать себе отчет, что в сегодняшней ситуации возврата к прошлой планово социалистической экономике не будет ни в каком виде. Большинство предприятий устарели не только материально, но и морально. ХХI век требует новых технологий, передовой организации труда. Мы должны отвечать на вызовы будущего, а не оглядываться на прошлое. Есть ли у нас потенциал (кадровый и технический) для того, чтобы ответить на эти вызовы'? Да, есть. Он сосредоточен, прежде всего, в наукоемких производствах, в оборонной промышленности. Она сохраняет конкурентоспособность на мировом рынке до сих пор. Если мы сделаем развитие именно этих отраслей приоритетными, мы сумеем добиться прорыва. Мы станем интересны мировому рынку. На нас будут смотреть не как на поставщиков дешевого сырья, а как на законодателей технологической моды. Для того, чтобы осуществить этот прорыв, область высоких технологий должна быть объявлена сферой государственного интереса. И не просто объявлена. Государственные инвестиции в эту сферу особенно необходимы. А у нас сейчас именно в оборонке самые высокие долги по зарплате. Идея точечной инвестиционной эмиссии так же неоднократно заявленная мной наконец-то начинает применяться федеральным правительством. К сожалению, пока по принципу «латания дыр», а не на основе серьезной структурной концепции. Используя, эффект запаздывания инфляции после эмиссии, мы могли бы сами начать, экспорт инфляции в страны с еще более нестабильной валютой, чем рубль. Единое финансово-экономическое пространство под эгидой рубля стало бы реальностью без всяких политических решений, без экстремистских поползновений и территориальных претензий. Конечно, многие из оборонных и высокотехнологичных предприятий сегодня приватизированы. О том, как бездарно прошла приватизация, уже не однократно говорилось. Но, к счастью государство продолжает владеть патентами на технологии, государство продолжает владеть интеллектуальной собственностью. Это мощное средство влияния на собственников, акционеров. То, что было создано всей нашей наукой, не должно~ сегодня приносить прибыль отдельным лицам. Это не справедливо. И это не государственный подход. Конечно, речь не идет о претензиях со стороны государства на все предприятия под предлогом незаконного использования ими интеллектуальной собственности. Речь должна идти о тех предприятиях и отраслях, которые мы определим как приоритетные.



Уважаемые коллеги!



Самое важное - идеологическая реформа. В конце концов, власти должны объяснить народу России, что мы собираемся делать и во имя чего. Куда мы идем, и что грозит всем нам, если мы не примем самых решительных мер. И здесь особенно велика роль средств массовой информации. До тех пор, пока мы будем заняты трансляцией развлечений и дешевой популистской политической борьбой, пока каждый не проникнется ответственностью за судьбу государства, мы не достигнем общественного согласия - главной предпосылки успеха всех названных реформ. Поэтому необходимо срочно усилить взаимодействие между государством и обществом, взаимодействие на основе сотрудничества, а не полемики, на основе диалога. а не идеологического диктата. Власть должна стать более открытой. Каждое мероприятие должно сопровождаться долговременной просвещенческой кампанией, разъяснением народу, посредством СМИ, сути происходящего. В свою очередь, СМИ должны обеспечивать «обратную связь», конструктивную критику, позволяющую корректировать действия властей.

Вот только несколько узловых точек, несколько проблем, которые сегодня очевидны и требуют только технологического процедурного решения. Если соответствующие законодательные меры будут приняты незамедлительно. На уровне Федерации, на уровне краев, республик, областей. Мы сможем всерьез говорить о том, что созданы предпосылки выхода из кризиса.



Дорогие друзья!



В своем выступлении я говорил преимущественно о проблемах общероссийского характера, однако все они в полной мере отражаются и на нашей области. Конечно, решить их в полной мере только собственными силами мы не сможем. Но нельзя забывать, что мы уральцы, жители опорного края державы, патриоты и государственники. Испокон века в трудные времена Урал подставлял свое могучие плечо всей России. Убежден, что так будет и сейчас.

В этом смысле символично, что наш съезд собрался в Нижнем Тагиле, индустриальном сердце нашей области, городе, который вот уже почти три века является гордостью и славой Урала. Именно здесь, в Нижнем Тагиле, нам удалось избежать спешки и политической суеты, провести откровенную плодотворную дискуссию, выйти на подготовку и принятие принципиальных решений. Верю, что эти решения обязательно будут претворены в жизнь, что мы не потеряем тот решительный и деловой настрой, который ярко проявился здесь, на тагильской земле. Именно он служит залогом политического будущего нашего движения, способного по настоящему защищать интересы региона, работать на его развитие и процветание. Ведь это движение необходимо не только нам, но и всему региону, всем честным и мыслящим людям нашей области.

Чтобы наши успехи были ощутимее и весомее, мы не должны ждать и надеяться, что кто- то придет и сделает за нас трудную, а порой и невидимую работу, нужно рассчитывать только на собственные силы, искать опору в предпринимательских кругах, поддержку органов местного самоуправления. Чувствуя накопленную усталость и безразличие в обществе, мы должны преодолеть социально-психологический барьер и повести за собой население.

На нашем знамени должен возвыситься наш девиз - Регион. А это – Россия, Единство, Государственность, Инициатива, Ответственность, Народовластие.

Желаю вам счастья, успехов и плодотворной работы во имя преображения Урала.



Спасибо за внимание.