Сегодняшний день
Биография
Мои политические принципы
Прямой вопрос
Фотохроника
Документы
Архив сервера
Важные ссылки
На главнуюНаписать письмоКарта сайтаПоиск по сайтуPDA
201620172018
ФевральМартАпрель
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

УСКОРЕННЫЙ ПОДЪЕМ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА -- ЗАЛОГ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Доклад секретаря Национального Экономического Совета, Губернатора Свердловской области
Э.Э. Росселя на IV Российском Экономическом Форуме

г.Екатеринбург
14 мая 1999 года

Уважаемые участники Форума!

Вновь рад встрече на уральской земле, Российский Экономический Форум в Екатеринбурге проводится уже четвертый год подряд.
Ежегодные заседания Российского Экономического Форума способствуют консолидации усилий различных кругов общества для выработки мер по оздоровлению экономики России, выступают регулярной формой контактов представителей государственных, промышленных, финансовых, научных организаций. Три предыдущих Форума выработали и предложили Правительству РФ четкие мероприятия по поддержке отечественного товаропроизводителя, разрешению кризиса в финансово-кредитной сфере, переходу отечественной экономики к росту.

Безусловно, рекомендации каждого из прошедших форумов надо оценивать и воспринимать как результат мозгового штурма в определении дальнейшей стратегии преобразований. Однако, экономика, по- прежнему, с начала рыночного реформирования почти безостановочно продолжала движение “под откос”, “реальный сектор” - разрушался и деградировал. Ожидаемого перехода к экономическому росту за эти годы не произошло. Приведу несколько сравнительных цифр.

Если в 1990 году в структуре использования валового внутреннего продукта страны (ВВП) на валовое накопление приходилось около трети (30,3%), то в 1998 году уже меньше пятой части (18,2%). Коэффициент обновления основных фондов составлял в 1990 году - 5,8%, в 1997 - 1,4%. Средний возраст производственного оборудования в промышленности в 1990 году составлял около 11 лет, а в 1997 году - уже 16 лет. При этом в эксплуатации находится около трети оборудования (28,5%) старше 20 лет.

Степень износа основных фондов в промышленности в 1997 году составляла свыше половины (51,5%), а в таких ее базовых отраслях, как металлургия - 49,7%, химическая промышленность - 60,9%, топливная - 53,7%, машиностроении - 51,6%. Уровень загрузки производственных мощностей в промышленности составляет 40%, а на предприятиях ВПК приближается к 30%.

Еще более неприглядная картина с состоянием материально- технической базы сельского хозяйства. Если в 1990 году предприятиями отрасли приобретено 143,7 тыс. тракторов, то в 1996 году - всего 8,8 тыс. единиц, т.е. в 1,6 раза меньше, приобретение грузовых автомобилей за этот период сократилось в 25,7 раза, зерноуборочных комбайнов - в 14,1 раза, доильных установок - в 118 раз. Продажа минеральных удобрений сельхозпредприятиям сократилась в 7 раз (с 11 млн. тонн в 1990 году до 1,6 млн. тонн в 1997 году). Посевные площади под зерновые сократились за этот период на 15%, а урожайность зерна - на 20%. Еще больше потери в животноводстве, где поголовье крупного рогатого скота сократилось на 40%, а надои молока на 1 корову - на 20%.

Большинство регионов России находятся просто в бедственном положении. Достаточно сказать, что в 44 субъектах Федерации задолженность по выплате заработной платы в бюджетной и производственной сфере составляет от 2 до 3 месяцев, в 26 регионах - от 3 до 4 месяцев, а в 12 территориях - свыше 4 месяцев.

В обществе очень сильны негативные настроения, высока психологическая усталость большинства населения.

Таким образом текущий момент характеризуется сохраняющимися серьезными угрозами российской экономике и осознанием всеми ветвями власти и населением необходимости коррекции экономического курса.

Напомню, что после августовского кризиса Правительство РФ и Центробанк РФ сразу же заявили о смене приоритетов экономической политики в интересах населения и страны и развернули определенные действия в этих направлениях. За короткий срок они смогли погасить всплеск инфляции, поддержать платежную систему, приостановить спад производства.

Необходимость изменений в экономическом и общественном развитии России легли в основу Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию “Россия на рубеже эпох” и Послания Президента РФ Правительству Российской Федерации “О бюджетной политике на 2000 год”.

Из этих документов следует, что Россия остается на позициях рыночных преобразований. Мы по этому пути шли и добились некоторых результатов (разгосударствление, малое предпринимательство, фондовый рынок, федерализм). Однако на либерально-романтических воззрениях надо ставить точку. Приоритет должен быть отдан усилению роли, ответственности и результативности государства как в политике, так и в экономике.

Большинство заявленных Правительством мер, безусловно, заслуживает поддержки. Но решительных и практических шагов сделано пока мало. Ключевая задача экономической политики - нацеленность на производство и инвестиции, создание условий для вывода экономики страны на траекторию роста пока остается на бумаге. По инерции сохраняется прежняя линия на приспособление государства к углубляющейся экономической депрессии вместо резкой активизации в преодолении кризиса. И главная причина, на наш взгляд, заключается в том, что все агенты экономической системы, включая государство, финансовые институты, реальный сектор и население, задавлены безденежьем, а Правительство - советами международных финансовых институтов.

Наша задача - открыть реальному сектору его перспективу, а обществу - будущее. Мы своими действиями должны вернуть доверие населения и предпринимателей к государству, работодателям, банкам, страховой системе.

Уважаемые участники Форума!

Все понимают, что реструктурировать экономику без денег невозможно. Очередной раз обсуждая увеличение денежной массы, мы опасаемся роста инфляции. Эти опасения правомерны, если денежные потоки будут уходить на валютный, фондовый и потребительский рынки. Но прежде ни разу не была решена задача направления их в реальный сектор для подъема экономики. Необходимость направления финансовых средств в реальный сектор, как никогда, актуальна.

Не произойдет очередного взлета инфляции и последующего обвала в экономике, если движение денежных потоков будет прозрачным и контролируемым со стороны всех государственных органов как на федеральном, так и региональном уровнях. Нужно всеми доступными способами соединить денежные потоки и реальный сектор, во всем мире живущих взаимно, а у нас непересекающихся друг с другом.

Нам не уйти от таких мер, как разгребание завалов неплатежей, увеличение денежного предложения и снижение процентных ставок, создание специальных каналов денежного предложения для производственных инвестиций через институты развития, механизмы рефинансирования производства, определение приоритетов поддержки реального сектора.

Хватит оглядываться на Запад и жить под диктовку Международного валютного фонда. Необходимо перейти к политике мобилизации внутренних резервов и возможностей.

Деньги государство может получить только от экономического роста, поэтому задачи развития реального сектора диктуются сегодняшним состоянием национальной экономики. Альтернативы возрождению российской экономики, кроме как через поддержку реального сектора, нет.

Безотлагательно нужна такая экономическая, промышленная и инвестиционная политика, которая при разумных рыночных преобразованиях устранила бы структурные диспропорции, обновила технологический уклад.

И здесь ключевая роль принадлежит государству. У нас нет времени ждать, когда наступит стабилизация. От топтания на месте пора переходить к решительным наступательным действиям.

Государство должно обеспечить импульс экономической системе, достаточный для скачкообразного перехода из депрессивного состояния к экономическому росту. Для этого необходимо уже в 1999 году обеспечить полуторо-двухкратное, а в последующие годы не менее, чем трех-четырехкратное увеличение производственных инвестиций. Иначе наметившееся в экономике оживление деловой активности скоро может прекратиться, натолкнувшись на нехватку кредитных ресурсов, недостаток денежного предложения, удорожание транспортных тарифов, сжатие спроса. Эти преграды на пути оживления производства должны быть немедленно демонтированы, в противном случае - мы вновь окажемся в “яме” депрессии, но на еще более низком уровне, чем прежде.

Мы должны поддержать преференциями, в первую очередь, лидеров национальной промышленности в нефтегазовой отрасли, черной и цветной металлургии, машиностроении, ВПК, способных эффективно работать в масштабах мирового рынка и стать локомотивными звеньями ускоренного роста. Необходимо создать планы техперевооружения, реальные условия для формирования вертикально- интегрированных финансово-промышленных групп и крупных корпораций в целях снижения издержек производства и восстановления кооперационных связей. Пока же делалось все наоборот. И это нельзя считать просто ошибками. Югославская трагедия показала, что в современном мире могущество и независимость государства будет, как и прежде, определять военная мощь. У нас же в последние годы расходы бюджета на национальную оборону составляют менее 3% от ВВП, причем основная доля средств направляется на содержание армии, а не на серийный выпуск вооружения и военной техники, научно- исследовательские и конструкторские работы.

Сколько было надежд, что наконец-то оборонные предприятия своевременно получат государственный заказ, будут установлены правила реструктурирования долгов в федеральный бюджет. Сегодня уже середина 1999 года, а оборонного заказа как не было, так и нет, чем и как отдавать задолженность в федеральный бюджет до сих пор не известно. И если по Свердловской области Правительством РФ решен вопрос финансирования предприятий ВПК через Территориальное управление Федерального Казначейства, то это лишь приятное исключение. Хотя этот прогрессивный способ давно должен был стать системой.

Оборона страны - это главнейшая функция государства. Надо время от времени демонстрировать свою военную мощь и наличие соответствующего высокотехнологичного производства, возможности авиации и средств противовоздушной обороны. Хорошо, что нынешнее Правительство дало возможность организовать выставки вооружения, как в этом году будет в Нижнем Тагиле и Омске. Надеемся, Правительство РФ пойдет дальше и разрешит предприятиям продавать свою продукцию.

А Росвооружению надо ежегодно на федеральном уровне планировать подобные выставки в соответствующих центрах военно- промышленного комплекса страны. Нам есть что показать и продать из средств ПВО, авиации, кораблестроения и других видов военной техники. Надо расширять рынки сбыта вооружений, которые были бездарно потеряны.

Уважаемые коллеги!

Еще одной важнейшей государственной функцией является обеспечение продовольственной безопасности.

Возьмем АПК. Идет посевная. Кредитование плохое, техника разваливается. Мы не сможем накормить страну без тракторов, удобрений, пашни. Если не поможем селу сегодня, то опять придется идти с поклоном к западным странам для завоза продовольствия. А это, кроме сокращения рабочих мест на селе, - и реальная потеря независимости. Сегодня в Российской Федерации остался всего десяток регионов-доноров, часть из них на Урале, которые хоть как-то поддерживают село собственными средствами. Видимо, поэтому среди экономических районов страны Уральский регион по итогам 1998 года по производству мяса, молока вышел на первое место, валовому сбору картофеля и овощей - на второе. А далеко не аграрная Свердловская область по производству мяса птицы занимает первое место, яйца - третье место, картофеля - четвертое, овощей - пятое среди всех субъектов Федерации.

Правительству РФ надо срочно найти средства на кредитование сезонных работ в сельском хозяйстве, в том числе снабжение ГСМ из госрезерва, инвестировать программу производства отечественной сельскохозяйственной техники и обеспечить ею на льготных условиях хозяйства всех форм собственности. Пора, наконец, Правительству РФ определиться в части экономического структурирования и специализации регионов. Сказать, будет ли, к примеру, Ивановская область, как и прежде, центром текстильной промышленности и оденет россиян, Оренбургская область - накормит хлебом, а Краснодарский край - завалит виноградом. Пока же все субъекты Федерации выбирают свое место в национальной экономике стихийно. И, к сожалению, при всех положительных качествах федеративного устройства, на деле вроде бы есть 89 “паровозов”, но либо они стоят на месте, либо “как лебедь, рак и щука” движутся в разные стороны. А Федеральный Центр - пока неважный диспетчер. Это естественно усугубляет диспропорции. Отличие в душевых доходах населения по регионам России достигает 8-14 раз (в декабре 1998 года - Москва - 6560 руб., Агинский Бурятской АО - 456 руб., Пензенская область - 766 руб., среднее по РФ - 1553 руб.). Регионы не только с низким, но и средним финансово-экономическим потенциалом все более отстают от Москвы.

Трудный опыт рыночных преобразований привел общество к убеждению о необходимости усиления регулирующей роли государства в условиях переходного периода, когда рыночный механизм еще не сложился, не создана соответствующая инфраструктура, способная оказать стабилизирующее воздействие на экономические процессы. Именно Федеральный Центр обязан создать условия для регионов, хозяйствующих субъектов, позволяющие за счет производства товаров и оказания услуг иметь финансовое благополучие.

О роли государства вспоминают все, когда цивилизованной рыночной конкуренции, свободному предпринимательству, образующему маховик экономического роста в условиях рынка, препятствует организованная преступность и коррупция. И хорошо, что на этом фронте начинается серьезное наступление.

Можно много говорить об актуальности повышения роли государства в регулировании экономики, но едва ли эти разговоры могут серьезно восприниматься при том уровне бесхозяйственности, которым продолжает отличаться государственный сектор.

Думаю, что назрело время поставить следующие задачи в этой области:

- ввести централизованный контроль за использованием амортизационных отчислений и фондов накопления на предприятиях, контролируемых государством в целях предотвращения их нецелевого использования, стимулирования импортозамещения и размещения заказов среди производителей отечественного оборудования;

- прекратить использование средств государственного бюджета всех уровней на приобретение импортной продукции, аналогичной производимой в стране;

- организовать систему централизованной поддержки товарооборота отечественной продукции посредством развертывания соответствующей контрактной системы.

Это нужно сделать незамедлительно, но грамотно, в то же время - и четко. А для этого должен быть план. И не надо пугаться этого слова. Это не призыв обратно - в административно-командную экономику, это просчитанные, выверенные шаги вперед, в будущее. Ведь только план может побуждать действовать последовательно и согласованно. Кстати, в первые годы российских реформ к нам из рыночной экономики пришло такое понятие как бизнес-план и оно не вызвало страха, его приняли сразу же и взяли на вооружение, с его помощью мы контактируем с иностранными партнерами и отечественными инвесторами. Без продуманных, последовательных действий, целевых установок двигаться невозможно, получится прежнее “топтание” на месте. Только план даст четкие ясные ориентиры, запустит механизмы производства и рынка, сплотит общество, укажет цель.

Парадоксально, но нам, создавшим в свое время наиболее полную систему планирования социально-экономического развития страны, приходится заново учиться “азам” планирования у развивающихся стран, которые учились в свое время у Советского Союза. Это не ностальгия по плановым директивам, это не возврат к централизованной плановой системе, это не откат к административно-командным заданиям сверху. План в условиях рыночной экономики не препятствует инициативе и самостоятельности хозяйствующих субъектов, не содержит обязательных заданий. Напротив, он выполняет функцию “маяков”, указывает перспективные направления изменения экономической конъюнктуры и экономической политики государства.

Уважаемые коллеги!

Уже в который раз Российский Экономический Форум поднимает проблему поиска денежных средств для развития экономики. Пора понять, что заполненные бартером пустоты свидетельствуют о нехватке “живых” денег в экономической системе. Сложившаяся ситуация парадоксальна. С одной стороны, искусственное сжатие денежной массы внутри страны оборачивается поиском инвесторов за рубежом, с другой, масштабная долларизация российской экономики обеспечивает эмиссионный доход стране, выпускающей эту валюту. По самой скромной оценке сегодня в России находится около 40 млрд. наличных долларов США, из них 30 млрд. выполняют функцию сбережения, страхования от рисков и еще 10 млрд. обслуживают “челночный” оборот ресурсов. Кроме того, ежегодно до 20 млрд. долларов нелегально уходят за границу и кредитуют экономику других государств. Мы должны заинтересовать и вернуть этот капитал в материальную сферу России. Путей здесь несколько.

Во-первых, легализация капитала без выяснения источников получения этих средств с установлением налоговой амнистии по единой минимальной ставке позволит привлечь порядка 40-50 млрд. наличных рублей и целевым назначением направить их на инвестирование экономики.

Во-вторых, мировая финансовая система в последнее время испытывает серьезные потрясения. Не случайно, страны ЕС согласованно ввели единую валюту - евро. Аналогичные шаги по укреплению своей финансовой системы должны предпринять и мы. Речь идет о введении в обращение конвертируемой российской валюты - золотого рубля, который уже спасал Россию в конце 19-го - начале 20-го века. Это не запрет хождению иностранной валюты. Это упорядочение ее хождения. Иностранную валюту можно будет обменивать на золотой рубль. Он же станет надежным средством сбережений граждан и юридических лиц, инвестирования отечественной, а не зарубежной экономики.

В-третьих. Это повышение отдачи от государственной монополии на алкогольную продукцию.

Несмотря на принимаемые федеральными и региональными органами государственной власти меры по наведению порядка на алкогольном рынке, ситуация радикально не улучшается. По-прежнему рынок заполнен фальсифицированной водкой. Предприятия, имеющие лицензии на производство алкогольной продукции, работают на треть имеющихся мощностей. Бюджеты всех уровней недополучают значительные суммы акцизов.

По данным правоохранительных органов основным сырьем для изготовления фальсифицированной алкогольной продукции является спиртосодержащая продукция с денатурирующими добавками, которая в соответствии с Федеральным законом “Об акцизах” ими не облагается, вследствие чего является дешевым сырьем для подпольного производства. Правительство Свердловской области неоднократно выходило с предложением в Правительство Российской Федерации о включении спиртосодержащей продукции с денатурирующими добавками в перечень продукции, облагаемой акцизами. Наше предложение, в конечном итоге, нашло поддержку в Правительстве Российской Федерации, которое вышло в Государственную Думу с проектом соответствующего закона. И хотя проект закона в данной редакции Государственной Думой в первом чтении был принят, тем не менее в окончательном варианте, принятом Государственной Думой 17 марта 1999 года и переданном на рассмотрение в Совет Федерации, спиртосодержащая продукция с денатурирующими добавками вновь не включена в перечень продукции, попадающей под действие данного закона.

Государство на этом каждый день теряет сотни тысяч рублей, тогда как теневой алкогольный сектор, отравляя наших граждан, обогащается. Это двойной ущерб государству. Думаю, это тот вопрос, где Президент и Правительство Российской Федерации должны проявить твердость и настойчивость. Здесь следует наступать решительно и бескомпромиссно.

В-четвертых. Провести массированную атаку на неплатежи с применением различных технологий. Одна из них - это применение клиринга с формированием сети расчетных палат на базе прежних коммерческих банков, которые сейчас государство не знает, как санировать, в то же время понимая, что платежную систему необходимо сохранять. Мы настойчиво добиваемся распространения этой технологии на федеральном уровне. И несмотря на то, что Центральный банк РФ выпустил соответствующую инструкцию, приравняв клиринговые расчеты к денежным платежам, Минфин России упорно не идет на эту схему. Может настала пора жестко спросить с Минфина за их бездеятельность в этом вопросе. Следующее, что можно использовать - это провести зачет в бюджет долгов по недоимке, штрафам и пени на сумму, инвестированную в собственное производство и передачу государству соответствующего пакета акций предприятий-должников, а также амнистию задолженности бюджетных организаций в государственные внебюджетные фонды.

Проработанные предложения по этим вопросам мы передадим в Правительство РФ. Некоторые из них из-за неисполнительности отдельных федеральных органов мы поднимаем не в первый раз. К сожалению, опыт предыдущих лет показывает, что когда речь идет об инициативе регионов, федеральные структуры слишком долго раскачиваются, а дела медленно двигаются.

В то же время завидная оперативность проявляется в их действиях, когда правила игры изменяются в пользу федерального центра в одностороннем порядке.

В частности, речь идет об установлении новых нормативов отчислений в федеральный бюджет по подоходному налогу, НДС и налогу на прибыль, передаче территориальным управлениям Федерального Казначейства исполнения региональных и местных бюджетов, и других действиях со стороны федеральных органов, не имеющих правовой основы. Более того они должны вводиться в соответствии с Конституцией только при обязательной процедуре согласования с субъектами Российской Федерации и уж никак не задним числом, как проводится перерасчет по подоходному налогу, когда завершился целый первый квартал бюджетного года. Если это не будет отменено, то в мае-июне регионы вообще не увидят поступлений от этого основного финансового источника местных бюджетов. И те огромные усилия по погашению задолженности по заработной плате и обеспечению текущих выплат окажутся напрасными. Необходимо возвратить необоснованно изъятые у субъектов Федерации финансовые потоки в региональные бюджеты, прежде всего, по НДС и подоходному налогу.

При общем согласии в отношении необходимости перехода к политике экономического роста мы не должны забывать продвижение необходимой для экономического роста нормативной базы. Давно назрела потребность существенных изменений в нормативном регулировании формирования себестоимости и амортизационных отчислений, методики учета инфляции в ценообразовании и налогообложении, соответствие учетной банковской ставки инфляционной динамике. Не все проблемы решены в бюджетном законодательстве. Не защищены должным образом права собственности. По всем этим и другим вопросам совершенствования законодательства нам нужно активизировать работу.

Остается несовершенной система межбюджетных отношений. Провозглашенное “де юре” - федеративное государство с этой точки зрения на самом деле является унитарным. Необходимо безотлагательно оформить нормативными актами разграничение расходных полномочий по всем уровням бюджетной системы. При этом формирование расходной части бюджетов должно осуществляться на основе государственных минимальных социальных стандартов и стабильных финансовых нормативов. Это позволит сделать прозрачным и обоснованным процесс регулирования доходной части бюджетов всех уровней. Следует также узаконить оптимальные ставки расщепления федеральных налогов. Должны быть созданы такие финансовые условия, когда органы власти всех уровней смогут исполнять свои расходные полномочия за счет имеющихся в их распоряжении доходных источников. Хотелось бы, чтобы после IV Российского Экономического Форума произошло наконец законодательное закрепление правил межбюджетных отношений. Только в этом случае можно сохранить ту хрупкую конструкцию межбюджетных отношений, которая только-только выстраивается. Пока же я могу констатировать, что вопреки заявленной Концепции межбюджетных отношений Центр явно нарушает права регионов.

Уважаемые участники Форума!

Одним из негативных уроков реформы является неправильная организация социальной защиты в стране. Суть ее - в популистских решениях Центра, порождающих недоверие к власти и социальное иждивенчество.

Неоправданно затянулся процесс реализации принципа адресности социальной защиты, что перегружает расходные части региональных и местных бюджетов и вызывает заслуженные нарекания в адрес федеральных органов государственной власти. Я уже затрудняюсь сказать, которое по счету правительство дает обещания в социальной политике исходить из возможностей государства. А “воз и ныне там”. Надо решительно отказаться от регулирования этих вопросов в Центре и поручить регулирование этих вопросов регионам.

Нельзя закрывать также глаза на резкое падение доходов населения. Около половины семей имеют доходы ниже прожиточного минимума. Это недопустимо не только с точки зрения социальной справедливости, но и исходя из общеэкономических соображений. Обнищание населения влечет за собой уменьшение покупательной способности, сжатие конечного спроса и деградацию человеческого фактора, являющегося сегодня ведущим источником экономического роста. Стимулирование платежеспособного спроса - важнейшая задача государства. На повестке дня - реформа оплаты труда и социальных выплат, особенно пенсий.

Есть еще одна социальная проблема. Это кредитование жилищного строительства. Многие регионы уже отработали схему 20 на 80 с рассрочкой льготного кредита на 20 лет. Но для массового строительства по этой схеме в региональных бюджетах не хватает средств, нет их и в банках. И здесь, на наш взгляд, не обойтись без эмиссионного инвестиционного рубля.

Необходимо возродить мотивацию к труду и оплате труда.

Безусловно, нельзя допускать, чтобы люди месяцами не получали зарплату. В то же время недопустимо раздавать незаработанную заработную плату. Оплата труда должна стимулировать высокопроизводительную работу и быть достаточной для воспроизводства рабочей силы.

Должна быть создана собственная целостная система обучения кадровых резервов.

Можно потратить еще массу денег и продолжать учить людей на Западе, но нельзя получить специалиста высокого класса в отрыве от системы, в которой ему работать.

Необходимо вырастить собственных российских профессионалов- менеджеров, которые создадут новую экономику в России.

И, в заключение, хотелось бы высказать еще одну мысль. В конце прошлого года Правительством утвержден план действий по реализации документа “О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально- экономического положения в стране”.

Нам кажется, что целевые установки этого документа на достижение стабилизации не отвечают требованиям текущего момента. Их надо кардинально менять и ставить задачу ускоренного подъема. Необходимо создать рабочую группу с участием Национального Экономического Совета и региональных ассоциаций, разработать программу экстренных действий по ускоренному выводу экономики из депрессивного состояния в режим динамичного развития. Основополагающими направлениями в ней должны стать меры по наращиванию инвестиций в реальный сектор, расшивке неплатежей всеми возможными финансовыми инструментами, в том числе через механизм переучета векселей, увеличению бюджетных доходов и, самое главное, - восстановлению системы государственного управления в экономике.

Уважаемые участники Форума! Быстро и безболезненно преобразовать такую огромную страну, как Россия, невозможно. Это верно. Однако время идет, кризисы сменяют друг друга, Россия истощена. Но как бы не было трудно, российский народ выстоит. Россия была, есть и будет. Всеобщее осознание этой цели, а как следствие - высокая мотивация российского общества, разум и согласие, энергия единения и созидания станут точкой опоры, а государственная политика - рычагом, с помощью которых ситуацию удастся переломить. Надеюсь, что Россия третьего тысячелетия станет государством с процветающей экономикой и здоровой нацией.


Благодарю за внимание!